Чем отличается моно от стерео, в чем разница

Источник моно, приемник стерео. Один записан полноценным моно, другой стерео. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео – в отношении звуковой картины. Пример. Вы записали сольный звук в стерео. Записали в моно – бледно и плоско. Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком.

Моно, или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение). Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными.

Для многих смириться с необходимостью частой работы в моно представляется сложной задачей. Естественно, я говорю о том случае, когда Вы включаете звук, к примеру, баса, и слушаете его вне микса. Записали и послушали в стерео – роскошно. Правильно, моно. Звук исходит из одной точки (или из одной зоны) и распространяется в пространстве в разные стороны.

То есть, свести панораму в одну точку – левый канал вправо, правый канал вправо. А еще лучше – направить этот звук в индивидуальный выход. Естественно, если Вы этого не сделали – то Ваш монофонический сигнал записан неполноценно, и он будет звучать существенно тише, чем в стерео.

Конечно, сидя перед мониторами и сравнивая две записи, сделанные таким образом, можно все еще сохранить ощущение, что стерео звучит чуть более насыщенно. В основном, наша русская попса. И что мы слышим?

Что такое моно и стерео

Я стал ходить по залу ресторана и слушать звук в разных точках. И к удивлению обнаружил, что колонок в зале три. И из каждой из них звук играет по-разному. Отличия ресурсозависимых и ресурсонезависимых систем подробно описаны в этой статье. Как это все обстоит при записи в моно? Все гораздо проще. Никаких проблем с фазой. Никаких проблем с панорамированием. И делать это будем не пропуская звук напрямую через процессор, а отправляя его в посыл на прибор и возвращая в микс в виде примеси.

В первую очередь пространственным отношением. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов.

TheDifference.ru определил, что отличие моно от стерео заключается в следующем:

Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” – звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Моно и стерео с точки зрения физики

Статья не ответила на тот вопрос, который меня интересовал: как проверить, стереофонические колонки мне подсовывают или монофонические (или стерео- или монофонический мобильник). То есть, запись в один канал – это не ущербность по сравнению с записью в два канала, это просто альтернативный вариант. И сразу спешим с выводами. Предположим, Вы хлопаете в ладоши.

Хлопая, Вы слышите этот звук Вашими ушами. Каковым является в этом случае приемник сигнала – монофоническим или стереофоническим? Наш мозг мгновенно обрабатывает эту информацию, и мы имеем возможность локализовать источник сигнала. Кроме того, помимо непосредственно прямого звука, наши уши воспринимают и его отражения со всех сторон.

Не буду говорить, что их будет вдвое больше, чем надо, ведь все-таки некоторые звуки можно и даже нужно записывать в стерео. Вопрос о том, как записывать синтезаторы, драм-машины, семплеры при создании аранжировок – в моно или в стерео. Где неслышна бочка – там в стерео записывались барабаны. Во-первых, записывая все в стерео, Вы получаете огромное количество играющих каналов. Вернемся к тому месту, где Вы условно попытались записать звук баса из синтезатора, и сделали вывод о том, что запись в стерео звучит лучше. Посмотрим, почему так получилось.

Похожие вопросы: